Неценовая конкуренция
В конкурентной экономике цена на товар является единственным достоверным сигналом к принятию решений. Совокупность цен на идентичный товар разных производителей позволяет нивелировать отклонения и использовать для принятия решений ее усредненное значение. Погрешность при этом не велика, поскольку в конкурентной экономике издержки на производство единицы товара одного качества примерно одинаковы у всех производителей.
Совсем другая картина наблюдается, когда кто-либо из производителей предпринимает попытку добиться конкурентного преимущества за счет неценовых факторов. Это может быть изменение качества продукции, ее ассортимента или условий продаж, проводимая рекламная кампания, акции, распродажи, расширение гарантийного обслуживания или дополнительные виды страхования. В этих и подобных случаях, неизбежно происходит рост издержек, которые перекладываются на цену товара.
Особенности неценовой конкуренции на монополизированных рынках
В отличие от конкурентных рынков, здесь наблюдается усиление роли производителей-монополистов или картельные сговоры. Их цены зачастую обгоняют среднеотраслевой рост цен. Обычно, это объясняется ростом издержек на производство товара, повышением зарплаты, налогов и пр. Положение усугубляют торговые посредники, чья доля в розничной цене товара оказывается весьма значительной.
Прочие неценовые факторы
- Глобализация рынков товаров, труда, капиталов существенно влияет на экспорт-импорт инфляции, поскольку взаимосвязь ценообразования на внутренних и внешних рынках по мере глобализации усиливается.
- Недоверие и инфляционные ожидания вызваны некомпетентностью и ошибками во внутренней политике, сознательным использованием инфляции как средством для экономического роста.
- Демографические показатели населения оказывают непосредственное влияние на кривую спроса-предложения и определяют емкость рынков.
- Сезонность, с которой связана работа некоторых рынков, способна оказать влияние на темп инфляции в рамках периода.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!